Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Donec euismod quam cursus enim molestie, at vestibulum ipsum volutpat. Fusce at aliquet nunc, at volutpat enim. Phasellus molestie quis purus vehicula tincidunt. Interdum et malesuada fames ac ante ipsum primis in faucibus. Suspendisse orci velit, ornare sit amet tortor ac, viverra commodo justo. Proin accumsan.
Вопрос: Олег Борисович, совсем недавно прошла пора аттестаций, расскажите, что значат экзамены для Вас как для инструктора, принимающего экзамен? Когда-то Вы сами были учеником, что для вас значили экзамены тогда?
О.Б.: В первую очередь я еще раз хочу поздравить всех, успешно прошедших аттестационные испытания, я очень рад тому, что основная часть студентов сдает с первого раза. Это отличный результат для всей Федерации ТАР. Экзамены неотъемлемая и важная часть процесса любого обучения. Конкретно в традиционном айкидо, коим является Такемусу, нет соревнований. Только показательные выступления и экзамены являются некими реальными показателями текущего уровня занимающихся.
Когда-то, мой учитель шихан Ульф Эвенас рассказывал мне свою точку зрения по этому поводу. Он сказал, что в айкидо есть несколько основных подходов к экзаменам на различные уровни для взрослых. Первый – это экзамен на 6 кю. На нем не может быть не сдавших, программа символична и это своеобразное «добро пожаловать в клуб, в семью». Далее есть 2 самых важных, самых тяжелых экзамена. Это экзамен на 3 кю (самый долгий по времени и самый серьезный для сдающих на кю), так как этот уровень дает право ношения хакамы. И экзамен на 1 дан, по продолжительности самый длинный из экзаменов на даны, так как дает право надеть чёрный пояс. Я абсолютно согласен с такими критериями и стараюсь придерживаться их в своей практике.
Вопрос: Вы уже затронули вопрос необходимости прохождения аттестации, хотелось бы немного расширить эту тему. Я часто слышу от айкидок (не только нашего направления) о том, что "я занимаюсь для себя", "не нужен мне никакой черный пояс", "мне и без аттестаций хорошо, зачем она вообще мне нужна"… Конечно, каждый выбирает свою дорогу сам и заставлять никто никого не должен, но вы имеете большой опыт преподавательской деятельности и, наверняка, встречали такую позицию раньше. Вы и сами когда-то принимали решение о собственной аттестации (проходить ее или нет) И все таки, зачем нужна аттестация ученику?
О.Б.: Часто люди утверждающие, что занимаются для себя, просто боятся сдавать экзамены, иногда не отдавая себе в этом отчета. Для ученика, экзамен – это этап, это некий промежуточный итог того, что он прошел и усвоил. Это некое доказательство самому себе того, что уже сделано. Кроме того, экзамен проходит в совершенно другой обстановке нежели ежедневные тренировки. Вы не можете отвлекаться, все техники должны выполняться подряд (без остановок/перекуров/разговоров), есть определенный уровень нервозности – всё это стрессовая ситуация для организма. Те, кто проходили аттестационные испытания понимают, что страх не сдать все равно присутствует, как бы уверены в результате вы не были. Страх это то, с чем приходится бороться в любой опасной ситуации. Когда на вас напали на улице, вы можете растеряться, впасть в ступор, забыть то, чему учились в спокойной обстановке обычных тренировок. Экзамен – это еще и своеобразная подготовка к мобилизации в условиях стресса. Вы должны научиться действовать, когда уже силы на исходе, когда жарко, больно, но все равно нужно действовать. Айкидо – это воинское искусство и поведение в стрессовой ситуации его неотъемлемая часть.
По этим причине очень важно, чтобы все сдавали экзамены в соответствующее время. А время определяет инструктор. Важно, чтобы инструктор допускал к экзамену только готовых к данной ступени. Экзамен - это не лотерея – повезло/не повезло. Кроме того экзамен и аттестация на различные степени – это важный аспект для каждого клуба. Все хотят гордиться своим клубом, инструктор – учениками, ученики – инструктором и коллегами. Если вы уважаете своего инструктора, сенсея, то позвольте ему гордиться и уважать своих учеников. Для любого инструктора очень важен официальный уровень своих студентов. Уверен, что раз уж человек регулярно посещает занятия в клубе, то ему это нравится, ему это интересно. Уверен, что никто из занимающихся не хочет, чтобы клуб, в котором он занимается закрылся. Но каждый клуб зависит от своих занимающихся, зависит от новичков приходящих в клуб. Когда приходит новичок, то его в первую очередь интересует какого уровня (дана) инструктор, какого уровня и сколько черных поясов среди студентов и тут объяснения, что мы все не имеем никаких уровней, так как занимаемся для себя, а не для аттестации и наш инструктор тоже …. Скорее всего после подобных объяснений новичок предпочтет занятия в каком то другом месте, а без новичков любой клуб постепенно умирает.
Вопрос: Аттестация на кю проходит чаще всего в рамках своего клуба. Экзамен чаще всего принимает тот же инструктор, который обучал студента. Почему в ТАР сложилась именно такая система и почему вы сами не принимаете экзамены на кю?
О.Б.: Экзамены на кю - это ответственность инструкторов и информация для них же о том, на чем стоит сделать акцент в тренировках, какие ошибки являются клубными, а значит этим аспектом было уделено не достаточно времени. Так же это авторитет инструктора в глазах занимающихся, доверие, которое ему заслужено оказано. Если я начну принимать экзамены на кю в клубах ТАР, то в первую очередь это будет недоверием к нашим инструкторам, которые имеют большой опыт и отличную подготовку. Кроме того, именно я даю право каждому инструктору принимать экзамены на кю лично. Это право подтверждено именным сертификатом с моей подписью (список и номера сертификатов тоже есть на нашем сайте СПИСОК ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТАКЕМУСУ АЙКИДО РОССИИ). Каждый инструктор, прежде, чем получить такой сертификат прошел необходимую для этого подготовку.
Я и Юрий Игоревич Давыдов принимаем предэкзамены для допуска занимающихся в ТАР (всех без исключения) к официальному экзамену на дан сдаваемому нашему Шихану. У нас персональная ответственность перед Шиханом за каждого допущенного к сдаче экзамена на дан. Это зона моей ответственности.
Вопрос: Недавно у нас в Федерации была введена новая схема подачи информации инструкторами клубов об учениках, которые претендуют на степени дан и хотят пройти предэкзамен. Расскажите, какая должна быть система подачи информации и если ученик хочет попробовать свои силы, что он должен делать в этом случае.
О.Б.: Это было сделано для упорядочивания деятельности ТАР. Форма определена и доступна в нашей группе и на сайте ТАР (ФОРМА ДЛЯ ПРЕДЭКЗАМЕНА). В этой форме учтена вся необходимая для планирования предэкзамена информация.
Каждый, кто хоть раз организовывал семинар, прекрасно знает, что основной вопрос – сколько времени аренды зала необходимо для семинара. Когда заранее известно количество сдающих предэкзамены и на какие уровни, то можно спланировать время аренды зала четко и заранее.
Вторая важная причина – планирование. Каждый инструктор, как руководитель своего клуба, должен планировать развитие клуба, развитие студентов и подача этой информации по определенной форме помогает ему в этом. Хочу еще раз обратить внимание инструкторов на необходимость заполнения этой формы!
Я не согласен с формулировкой «…если ученик хочет попробовать свои силы…» Только инструктор определяет готовность своего ученика, а не наоборот. Если инструктор решил, что ученик готов к сдаче на следующий уровень, все формальности с необходимым временем тренировок соблюдены, то он предлагает ученику быть заявленным на предэкзаемн и согласовывает удобное время.
Вопрос: С какой целью была введена система предэкзамена? Ведь раньше ее не было.
О.Б.: Да, когда-то каждый желающий мог заявиться на экзамен Шихану. Сначала Ульф Эвенас научил нас ответственности в этом аспекте. Как-то он спросил меня, почему я позволил явно не подготовленному человеку сдавать экзамен? Неужели я не вижу, что он не готов? Я ответил, что вижу это. Тогда он спросил, неужели я думаю, что Ульф этого не увидит? Я не нашелся, что ответить и сказал, что-то типа – ну, он хотел попробовать, вдруг получится. Шихан сказал очень важную для меня вещь: "Ты хочешь выглядеть добрым перед этим учеником. Ты заботишься о том, что он подумает о тебе, о его «шансе». Но почему ты не заботишься таким же образом обо мне, своем учителе? Почему я должен тратить свое время здесь и сейчас на неподготовленного человека? Время, которое мы могли бы провести с гораздо большей пользой для всех." После этого я понял свою ответственность перед Учителем и перед учениками. Для того, чтобы понять готовность учеников я сам должен их увидеть и оценить. Поэтому я и ввел предэкзамен. К сожалению, часто инструкторы ТАР делают мою ошибку, выставляя неготовых учеников, дабы не обидеть.
Когда прошло несколько экзаменов на даны, где не было ни одного не сдавшего, Ульф Эвенас спросил меня – что изменилось? Почему все так хорошо сдают? Я рассказал ему о системе предэкзаменов. И, каково же было мое удивление, когда через пару лет Шихан сказал, что теперь у него во всех странах введена система предэкзамена.
Вопрос: Вы можете рассказать как проходили экзамены когда вы их сдавали? Отличается ли система или правила тогда и сейчас?
О.Б.: Когда Шихан Ульф Эвенас принимал у нас экзамен на 1 дан, мы сдавали его 2 дня по 1,5-2 ч. Один день оружие, один день тай джитсу. Мы гордились своим экзаменом, хоть и очень устали.
В то время, не существовало четкой программы, ну или мы про нее не знали. Стройную систему исполняемой техники Ульф Эвенас создал значительно позже. Сейчас программа экзаменов на даны известна и не является тайной, но это не облегчает задачу сдающим. Важно понимание и демонстрация этого понимания в исполнении техник. Сейчас мы с Юрием Игоревичем и инструкторы могут объяснить претендентам, что именно требуется знать на каждый дан. Мы специально выложили на наш сайт критерии для каждого дана. Еще раз повторюсь, важны не техники включенные в программу экзамена, а глубина их понимания соответствующая уровню сдающего.
Вопрос: С 1 мая 2017 года Федерация Такемусу Айкидо России получила официальное признание Хомбу Додзе. Многих студентов ТАР интересует, какие изменения нас ждут в связи с этим событием?
О.Б.: Изменения, конечно, будут, но незначительные. Получив такое право, мы (ТАР) должны им пользоваться. Я разговаривал с нашим Шиханом Ульфом Эвенасом и просил его продолжить принимать экзамены на даны для членов ТАР, несмотря на право, которое у нас теперь есть. Я уверен, что всем членам ТАР важно, приятно и почетно сдавать экзамены на даны именно нашему Шихану, которого мы все любим и уважаем. Все члены ТАР хотят, чтобы именно он оценил уровень их подготовки. Чтобы Шихан гордился нашим уровнем айкидо вообще и конкретного сдающего в частности, а наиболее показательным в демонстрации уровня является именно экзамен. Он дал согласие продолжать экзаменовать ТАР, но с одной оговоркой, анкеты в Айкикай Хомбу додзё мы будем оформлять и отправлять от имени ТАР, так как мы получили это право и обязаны им пользоваться. Таким образом изменится бюрократическая часть, а сама процедура экзамена останется без изменмений.
Система обучения ТАР выстроена таким образом, что есть 4 семинара Шихана Ульфа Эвенаса в России в год. На 3-х из них есть возможность сдавать экзамен.
Так же, по началу не осознанно, но позже уже становится осознанной потребностью участие в этих семинарах, встреча друзей из других городов, знакомство с новыми людьми. Я опасаюсь, что в случае отказа от экзаменов Шихана Ульфа Эвенаса, молодое поколение будет расти без участия в подобных встречах и ТАР превратится в сеть разрозненных клубов.
Вопрос: Олег Борисович, большое спасибо за интересную беседу!