Все практикующие айкидо, внезависимости от направления и сенсея, знают слово – укеми. Обычно его переводят как кувырок или безопасное падение, чем сильно упрощают сначала смысл данного понятия, а как следствие, само исполнение. Кувырки это часть укеми, а не смысл. Их обязательно надо учить и практиковать в течении всего времени занятий айкидо.
Для полноценного понимания начнем со смысла. Иероглифы укеми имеют несколько значений:
受身 - 1. Пассивный, оборонительный; 2. Быть объектом нападения; терять инициативу; обороняться; защищаться; 3. Пассивное сопротивление.
Как видно из перевода иероглифов тут нет слова «кувырок» или «падение». Существует еще один казус, это придуманное иностранными адептами айкидо выражение «мае укеми» и «уширо укеми». Попробуйте составить перевод данных выражений. Но эти выражения прочно вошли в в нашу терминологию, хотя для японцев звучат очень странно. Для обозначения кувырков существуют отдельные понятия:
a) 後方 受身 - кохо укеми - задняя страховка, падение назад.
b) 前方 回転 受身 - дземпо кайтэн укеми - передняя страховка перекатом (кувырок).
с) 前方 早く 受身 - дземпо хаяку укеми - передняя (высокая) страховка, дословно - страховка без промедления.
Укеми, если использовать русскую трактовку может быть объяснено, как самосохранение и возможность дальнейших действий против своего оппонента. В айкидо, за исключением специального раздела с контр техниками, уке ведет себя абсолютно пассивно, но вести себя пассивно нужно правильно. Необходимо постоянно рассматривать укеми под призмой уже данной выше трактовки «самосохранение и возможность дальнейших действий против своего оппонента».
Разберем немного подробнее. В айкидо много эффектно смотрящихся техник страховки, например – высокое падение. Обычно оно используется для показательных выступлений так как выглядит завораживающе, на экзаменах – чтобы продемонстрировать умение правильного и быстрого ухода от контроля оппонента. Морихиро Сайто сенсей говорил, что «при правильном выполнении базовой техники высокие падения невозможны, так как такое падение дает партнеру возможность уйти от дальнейшего контроля.» Поэтому наге позволяет партнеру выполнить такое падение в своих целях. (Морихиро Сайто сенсей не относил к базовым техникам кокью наге). Особенно «круто» смотрится такая картинка: наге красиво бросает партнера, например кокью наге (какое именно не имеет значения), партнер взлетает вверх (все себе это представляют), переворачивается, падает на бок и скользит несколько метров (длина скольжения зависит от «мастерства» уке и изначальной мощи броска наге). Более полноценного непонимания того, что делает этот уке на татами сложно представить. Летом 1994 года в Санкт-Петербурге проходили «Игры Доброй Воли». Санкт-Петербургская федерация принимала участие в церемонии открытия. Нашему клубу было поручено выполнять дзё дори и тачи дори (отбирание дзё и отбирание меча). Открытие проходило на 75 000 стадионе им С.М. Кирова. По замыслу режиссера, все айкидоки красиво сбегали по вертикальным походам между секторами вниз, выбегали на беговую тартановую дорожку и начинали свои действия. Я рад, что у нас было несколько репетиций и, благодаря этому, мы избежали кровавого месива. Поверхность тартановой дорожки – это очень крупный наждак. И после первого же высокого падения, это покрытие очень доходчиво объясняет, что делать надо не круто, а правильно, то есть приземляться в одну точку, без малейшего скольжения.
Укеми – это очень важная техника, она применяется постоянно во время выполнения каких либо действий со стороны наге. Например, в кайтен наге, когда наге делает шаг назад и потом поднимает руку уке вверх перед броском, уке тоже должен сделать синхронный шаг назад. Это тоже укеми. Данный шаг делается не для того, чтобы облегчить задачу наге, а для того, чтобы в случае ошибки наге (не верная дистанция, не поднял руку уке вверх и т.д.) уке мог либо нанести атеми свободной рукой, либо повернуться дальше и уйти от броска («самосохранение и возможность дальнейших действий против своего оппонента»). Есть достаточное количество техник с воздействием на локоть партнера, где тоже начинается укеми совсем не похожее на кувырок или падение, а заключающееся в сгибании своего локтя вниз во избежание травмы и «самосохранение и возможность дальнейших действий против своего оппонента».
Часто можно видеть, что уке не просто пассивен, а напоминает некую расслабленную массу активно бегущую по ему кажущемуся направлению заданному наге и, зачастую, бросающий сам себя дабы помочь бросающему его партнеру. Ни наге, ни уке в этом случае не особенно продвигаются в изучении айкидо, так как уке полностью «убил» концепцию укеми своей «помощью» наге. Это начинает перекликаться с вопросом не верной трактовки понятия гармонии, но сейчас не об этом. Так же, как и обратная сторона этой медали, когда уке блокирует наге, не позволяя ему ничего сделать. По итогу такой блокировки они оба потеряли время впустую и оба ни насколько не продвинулись в изучении айкидо, так как уке полностью разрушил концепцию укеми. Роль уке – укеми, что значит не мешать (за исключением заданий инструктора, который мог попросить мешать определенным образом) и не помогать. Роль уке – пассивная оборона, а не помощь наге. Очень важно понимать эту разницу. Укеми – важнейшая часть тренировочного процесса и начинается с момента атаки. Правильная атака (захват, удар) - это тоже часть укеми.
Таким образом укеми – это главное, что должен делать уке во время тренировки. Правильное укеми значительно снижает травматизм и позволяет обоим, и уке, и наге продвигаться в своем развитии и понимании айкидо. Данной статьей я хотел показать важность этого аспекта айкидо и предостеречь от примитивизации и искажения понятия и исполнения укеми.
Олег Якимов, 6 дан айкидо Айкикай, Президент Такемусу Айкидо России.