Существует огромное кол-во версий истории создания Айкидо. Об этом писали, как известны и уважаемые мастера, так и люди лишь слегка прикоснувшиеся к практике Айкидо, но прочитавшие огромное кол-во книг, статей и заметок различных авторов и из различных источников (не всегда достоверных) и, на этом основании считающих себя экспертами. Дабы не плодить очередной версии и не перепечатывать различных вариаций на эту тему, ниже приведена сущность, история развития и мнение о том, что же такое Айкидо одного из наиболее авторитетных мастеров Морихиро Сайто сенсея.
1. Сущность Айкидо
Старый мастер Морихей Уесиба, Основатель Айкидо, родился в городе Танабэ, префектура Вакаяма. 14 декабря 1883 года. В возрасте семи лет Основатель приступил к изучению Девяти Китайских Классиков, в 10 лет начал практиковаться в Дзэн, а позднее стал мастером в нескольких воинских искусствах.
Одарённый неординарным умом, и будучи настойчивым по природе, Основатель создал воинское искусство называемое «Айкидо» в 1942 году, когда ему было 59 лет, после того как он миновал такие вехи на своём пути, как «Айки-но-Мичи» (Дорога Айки), «Айки дзюдзюцу» и «Айки Будо» (Воинское Искусство Айки). В процессе изменений названия этого воинского искусства он искал за наглядным отражением рост своих ментальных и технических достижений. Отчасти справедливо утверждение, что Основатель возлагал на себя бремя сверхчеловеческих тренировок и упражнений ума в Додзё под открытым небом в Ивама (сегодня Ибараги Додзё), декламируя «Айкидо» и вознося молитвы Великому Божеству Айки. Его опыт в Ивама привнёс большую глубину в айкидо и упрочил и обезопасил его позиции в мире воинских искусств.
В 1946 году, когда я был допущен к занятиям айкидо, Основатель был днём и ночью, поглощён усовершенствованием, разработанных им техник. Я ощущал, что для меня большой удачей было встретиться с Основателем в то время, когда айкидо было на пороге заключительной фазы своего развития. Теперь я постараюсь объяснить, какого же рода воинское искусство представляет из себя Айкидо, и в чём заключается его сущность.
Непобедимое воинское искусство.
Как показывает история, на протяжении всего своего развития, человечество было вовлечено в непрекращающиеся сражения. Эти сражения непрерывно продолжались во все века и, что довольно любопытно, проходили они «под знаменем справедливости». Сражения возникали из вспышек воинственного инстинкта, битвы за более высокое положение и большую власть, и битвы, разгоравшиеся из-за идеологических разногласий. Все вместе они наполнили мир враждебностью и ненавистью, превратив его в непрекращающуюся сцену смертоносных распрей и кровопролития. Всегда существовала необходимость в непобедимой воинской силе, поскольку битвы имели тенденцию к расширению за пределы всякого разумения.
Военные изыскания в Японии не были свободны от мира битв. Однако эти изыскания, постепенно вышли из под влияния политики и были сконцентрированы в воинских искусствах. Стремление человека к тому, чтобы стать сильнее, таким образом, создало благоприятную среду для развития в этом направлении.
Воинские искусства существовали на основе Японской традиционной воинской техники. Несмотря на свою долгую историю, воинские искусства, созданные человеком, унаследовали недостатки тех школ, к которым они принадлежали. Элементом, который считался важным, в компенсации таких недостатков была духовная сила. Японские воинские искусства в огромной степени обязаны религиям, которые культивировали такую духовную силу.
«Айкидо это непобедимое воинское искусство». Означает ли это, что это искусство взывает к возвращению старых времён, где сила решала всё? Нет, это совершенно не так. Айкидо основанное Морихеем Уесиба имело своей целью раскрытие скрытых качеств, присущих природе личности в терминах ментального отношения и техник. Иными словами. Айкидо это искусство, имеющее своей целью развитие ума и техник, не вступающих в противоречие с природой. Движения тела, руководимые земными принципами не сопротивления, совмещённые с настроем ума на преодоление разногласий, вносят неоценимый вклад в достижение совершенства. Наполните всё своё тело воздухом вселенной и объединитесь с природой.
Вы обнаружите, что ваше тело исполнилось Ки (Духовной) энергией и готово применить силу брюшного дыхания (сверхъестественную силу), интенсивность которой находится за пределами человеческого представления. Айкидо это искусство, которое даёт возможность полного раскрытия такой природной силы. Сознание и техники отделённые от конфликта являются необходимым предварительным условием для выдвижения на передний план индивидуальных качеств и доведения их до полного раскрытия. Это и делает Айкидо непобедимым воинским искусством.
Во время тренировки, когда Основатель айкидо стоял в центре Додзё (тренировочного зала), приглашая тренирующегося нанести ему удар. В то мгновение, когда ученик поднимал свой тренировочный меч над головой для нанесения удара, он обнаруживал, что острие меча Мастера угрожающе останавливалось у его горла. Поставленный в безвыходное положение, тренирующийся предпринимал отчаянную попытку нанести удар Мастеру, но Мастер исчезал. Он двигался с Божественной скоростью, и уже стоял за спиной нападавшего. Движения Мастера были достаточно естественны, и их скорость не казалась наблюдавшим его настолько большой, насколько она была в действительности. Основателя цитировали:
Всё. что мне нужно сделать это стать спиной к противнику. И если противник пытается ударить меня, его стремление ударить меня ударит его и причинит боль ему самому, я един со Вселенной. я не обладаю ни чем. Когда я стою, я притягиваю своего противника. Айкидо Уесиба не знает ни пространства ни времени, это сама вселенная. Это положение дел называется «Качи-хая-би»
Основатель, который скончался в 1969 году, бывало демонстрировал айкидо в Додзё, давая тем временем свои эзотерические комментарии об этом искусстве. Его демонстрации показывали, что айкидо это поразительное воинское искусство, которое избегает поражения при любых обстоятельствах. Айкидо обладает необходимой духовной силой, покрывающей недостатки присущие простым воинским искусствам. Его техники сами по себе, доказывают, что айкидо отражает ум свободный от конфликта. Они удовлетворяют даже такому уровню, что даже сильные ориентированные на это личности вынуждены признавать то впечатление, которое оно на них оказало. Таким образом, Айкидо заслуживает того, чтобы его называли «непобедимым, и в то же время добродетельным воинским искусством».
Дух Айкидо.
Хорошо известен тот факт, что соревнования в айкидо запрещены. Это потому, что Айкидо унаследовало определённое количество смертельных техник от своего Основателя, который считал поединки слишком опасными для практики, а также потому, что это искусство имеет своей целью снятие ограничений во всех возможных движениях. Если установлены правила и из поединков устранены опасные техники, айкидо, несомненно, потеряет своё основание. Если нужно проводить соревнования, то все техники должны быть сведены, только лишь к атэми или противники должны будут, либо терять свои жизни, либо надевать защитные доспехи. Также возникает вопрос, должны ли соревнования ограничиваться только техникой без оружия или они должны включать в себя использование оружия. Даже если разрешены только техники без оружия, техники унаследованные айкидо настолько опасны, что делает невозможным выполнение укеми (кувырков и страховок). Поистине, такие Укеми против бросков возможно выполнить лишь умышленно во время тренировки. Тем не менее, выполнение техник в поединках становится свободным и тогда наличие опасности становится очевидным. Ответ на вопрос, почему Айкидо не связывается со спортом или состязаниями прост. Сделать это искусство таковым невозможно по описанным выше причинам.
Основатель описывал движения айкидо как : «материализация в мельчайших деталях движений Небес, Земли и других аспектов Великой Природы». Если система состязаний появляется в искусстве природы айкидо, движения неизбежно будут ограничены внутри рамок правил. Представление такой системы в категориях гимнастики и западной тенденции верить в концепцию «Побед и Поражений» причинит вред будущему развитию воинских искусств, в определённом смысле.
От начинающих в айкидо ожидается, что они, раз и навсегда, поймут описанный выше дух айкидо. Каждый хочет быть сильным. Такое желание довольно важно в процессе тренировок. Однако, если тренирующийся терзается желанием узнать, насколько он стал силён, такое искушение надо преодолеть. Поступая так, он приобретает власть над собой. Те, кто обладает бесконечной верой в изучаемые техники и усердно продолжает свои тренировки одержат свою последнюю победу как сильные личности. «Айки это не искусство сражаться и побеждать противника. Его цель заключается в достижении мира и гармонии в мире и объединение человечества в одну семью» так Основатель определял айкидо. Дух айкидо, как он его определил, призывает людей к осознанию своей жизненной миссии, помощи друг другу выполнить эту миссию и объединить человечество в единую семью. Такой дух отражён на каменном монументе, стоящем на тропе,ведущей к Айки храму.
Эпитафия гласит:
Небо и Земля кажутся такими безоблачными и красивыми. Эта Вселенная проявляет себя как семья созданная вездесущим Богом ... Морихей Уесиба.
Это ода посвящённая айкидо Основателем, которая все ещё даёт возможность посетителям Храма воспринять его любовь в человечеству и природе.От человека зависит возможность сделать место, где он живёт, лучше или хуже. Основатель полагал:
Этот мир создан Богом, человек также его дитя, и Бог присутствует в нашем теле.
Иными словами, от человека требуется продолжать тренироваться с целью улучшения себя и выполнения этой, возложенной на него миссии. Айкидо действует как компас, ведя людей в направлении поиска и развития своих внутренних качеств, так же, как и в стремлении реализовать их миссию с чувством просветления. Согласно наставлениям айкидо, если люди живут, руководствуясь этой доктриной, человечество объединится в одну семью, конфликты прекратятся, дружеские отношения станут преобладать, и мир будет сохранён. Дух будо (воинских искусств) невероятно высокий и далеко-идущий. Невозможно полностью охватить этот дух за человеческую жизнь. II отчасти важно, тем не менее, передать айкидо более широкому кругу потомков. «Айки равноценно Вселенской любви», утверждал Основатель. Подчёркивание этого утверждения представляет собой дух всеобъемлющей любви к природе и животным, позволяя им наслаждаться полноценной жизнью в гармонии с человеческим окружением. Такой дух порождает такие мысли, как: «даже ко злу не следует относиться как к таковому в контексте спасения, а нужно превращать его в добро.» Таким образом приведение всего человечества в единую семью становится возможным.
Требования Айкидо.
Существуют определённые требования, делающие айкидо тем, чем оно является. Часто говорят, что Айкидо это нечто подобное комбинации из дзюдо и каратэ, айкидо не настолько просто. «Неосязаемым» аспектом этих требований является, прежде всего, слияние с ки (духом). Слово Айки, в применении к миру природы, означает взаимообмен Ки между небом и землёй, который создаёт и сохраняет всё. как видимое, так и невидимое во Вселенной. Айки, в приложении к человеческому обществу, подчёркивает тайну природы, как представленную гармоничным сочетанием мужчины и женщины и последующим рождением их ребёнка.
Если состояние Ки-мусуби (слияние с ки) рождается к жизни в согласии с принципами «Айки». взаимная гармония поддерживается в треугольной сфере вашего тела по отношению к телу вашего партнёра, приводя к рождению огромного множества техник.
Первое требование айкидо это, как утверждалось выше, «айки». Следующее требование это «треугольная работа ног». Примите вашу стойку и в случае групповой атаки, вы будете способны уйти в сторону от каждого атакующего используя «треугольную работу ногами». Завершайте ваши движения в «хито-эми» (треугольная) позиция. Движения айкидо могут быть суммированы следующим образом, согласно секретам этого искусства устно переданным Основателем: Входите в сферу противника треугольно, управляйте им по кругу, и одолевайте его квадратно. Треугольный аспект работы ногами регулирует движения айкидо. Естественные движения не всегда настолько точны, как это предписывается правилами. Даже когда положение ваших ног не в точности соответствует треугольной позиции, противник может быть эффективно контролируем, если вы поворачиваете бёдра (корпус) правильно с тем, чтобы отразить его атаку.
Айкидо это зеркало.
Айкидо это воинское искусство ищущее истину. Путь к истине бесконечно долог
Парадоксально, но, тем не менее, истина не так уж далека. Она находится «прямоу вас под ногами». Тем, кто ищут истину следует знать, что они всегда находятся в самом начале своего пути. Иными словами, им всегда следует помнить то искреннее чувство и поведение начинающих, которым они однажды уже обладали, и избавляться от потворствования самоуверенному чувству того, что «они уже завершили свои поиски».
Истина представляет собой неписанный закон, управляющий человеческой жизнью. Достижение понимания такой истины посредством практики Айкидо это ценный урок жизни. Достичь знания в Айкидо равноценно достижению знания такой истины. Искание истины в социальной жизни это попытка завершить возложенную на человека жизненную миссию. Достижение истины может выглядеть довольно сложным, если представлять это себе сложным. Однако, это не так уж и сложно, если обратить свой взор к непосредственному окружению реальности, и начать с того, что вы можете делать, поднимаясь по лестнице истины.
Мы живём в современном сложном обществе. Каждый из нас, хочет он того или нет, является шестерёнкой общества. Мы имеем тенденцию быть слишком поглощёнными п слишком много внимания уделять обществу в целом, а неудовлетворённость и жалобы всё растут. Но те, кто вступили на тропу истины должны завершить свои личные миссии и стать просветлёнными сами, преодолев всевозрастающее давление общества.
Основатель Айкидо был бы в большей степени доволен, если бы его последователи открыли свои собственные тропы к истине и могли бы жить в Божественном Мире мира и спокойствия превосходящем мирское беспокойство. Я считаю такой жизненный путь «истинной жизнью» - тот способ жить, который я бы хотел оставить в наследство нашим детям.
В заключении скажу, узнать Айкидо означает узнать себя. я бы хотел, чтобы вы рассматривали Айкидо в качестве вашего зеркала. Вам следует помнить, что сущность Айкидо лежит «прямо у ваших ног».
2. Айкидо в послевоенные годы Айки Храм и Додзё под открытым небом в Ивама.
Сегодняшний Ибараки Додзё был основан, как «тренировочная школа под открытым небом» в 1941 году, когда Основатель и его Супруга переехали туда из Токио. В 1946 году, когда меня допустили к тренировкам в Айкидо, местечко Ивама с площадью более чем 20000 тсубо представляло из себя лишь лес Японского дуба, прилегающего к Айки Храму Додзё и фермы.
Расположение Додзё было практически вдали от посторонних взглядов. Соседи не имели ни малейшей идеи о том, что происходит внутри Додзё и не осмеливались подходить к нему. Когда я вспоминаю о том, как в то время проходили тренировки, я могу представить себе состояние ума, в котором находился Основатель, и которое подтолкнуло его на переезд в Ивама. Пространство Додзё имело место для 36 матов, но фактически только три мата лежали перед алтарём, а остальная площадь была просто деревянным полом. Чтобы не пораниться при падении, тренирующиеся должны были заколачивать в пол выступающие из него гвозди, перед тем как начать тренировку. Тренировки в Додзё представляли собой усердное повторение определённых упражнений. Если к примеру, в качестве темы занятия выполнялось упражнение кататэ-дори (захват одной рукой), то это конкретное упражнение повторялось каждый день одна вариация за другой. Упражнение стоя, как бы долго они не выполнялись были вполне сносны. Но совсем иначе обстояло дело с упражнениями сидя. Недельная тренировка в упражнениях сидя были адским испытанием. Кожа с колен сдиралась, раны нарывали и приставали к полу. После того, как мы прослушивали долгую речь Основателя в таких мучительных условиях, мы обнаруживали, что невероятно трудно соскрести себя с пола и встать. Также мучительно было сохранять ровное положение сидя во время речи. Когда мы отклоняли тело в сторону, чтобы уловить движение или перевести дух, первые же из наших старших учеников, сидящих в заднем ряду, обрушивались на наши головы в предупреждающей ярости. Такая спартанская дисциплина и тренировки продолжались непрерывно, обескураживая тех новичков, которые были допущены к занятиям Айкидо. Любой такого рода приток начинающих обрубался ещё более тяжёлыми тренировками. Но сам Основатель был очень добр и внимателен, предлагая помощь начинающим. Он лично общался с каждым начинающим и обучал тому, что нужно делать. Тренировки фокусировались на начинающих. И как естественное следствие этого, основной упор делался на длительном выполнении базовых упражнений.
Основатель каждое утро без исключения ждал перед Айки Храмом и Божествами изображёнными на передней части Додзё, декламируя молитвы Синто и выполняя поклоны божествам во всех направлениях. Его голос доносился до всех прохожих в радиусе более одного километра.
Утренний ритуал занимал от полутора до двух часов каждый день. Бог всегда главенствовал в жизни Основателя в Додзё под открытым небом в Ивама. Мы были свидетелями его мук при рождении Айкидо. Ежедневные тренировки были довольно тяжёлым временем для нас, но было ясно, что они являли собой неизбежный процесс, через который должен был пройти Основатель в консолидации техник Айкидо относящихся к довоенным дням, с тем чтобы наделить это искусство большей глубиной и значительно большим разнообразием.Тренировки в Ивама в то время охватывали полный диапазон техник дзё, кен и тай-дзюцу. Эта традиция продолжает поддерживаться и по сей день.
От «Айки Будо» к «Айкидо».
Прежде чем приобрести свою конечную форму. Айкидо носило название «Айки Дзюдзюцу» или «Айки Будо», как упоминалось ранее. Техники современного Айкидо отличаются от тех, что существовали в предшествующих искусствах в каждом своём аспекте. Они принципиально отличаются также от техник «Дайто-рю Айки Дзюдзюцу».
Развитие от «Айки Будо» к «Айкидо» подчёркивает тот факт, что айкидо вошло в жизнь, как новое воинское искусство, обозначая полный отказ от техник прошлого времени. Кокю-хо (Метод силы брюшного дыхания), к примеру, иллюстрирует этот момент, которому Основатель уделял большое внимание. Даже после того, как «Айкидо» приняло свою современную форму, техники подвергались серьёзным изменениям, как это видно в случае с дай-санкё (скручивание руки) ура-ваза( техника поворота). Такого рода изменения, тем не менее, оставались незамеченными до тех пор, пока тренирующиеся не продолжали постоянно контактировать с Основателем. В этом отношении, отношение Ринзжиро Ширата, инструктора отделения айкидо в префектуре Ямагата, который спокойно прошёл в своём обучении поток таких изменений от довоенных лет до послевоенного периода, и может служить для нас примером, подобного рода.
Калейдоскопические техники разработанные Основателем в согласии с законами природы, таким образом не оставляют уязвимых мест. Ни одна из таких техник не была выбрана случайно или по его собственной воле. Айкидо в своей совершенной форме, позволяет даже движением одного пальца, или скручивания бёдер свободно вести к последующим техникам в согласии с законами природы. Я только удивляюсь, насколько большое количество практикующих Айкидо сегодня могут воспроизводить такое чудо этого искусства сегодня.
Я не сомневаюсь в том, что та разновидность Айкидо, которую я должен передать потомкам, и является тем, что Основатель называл «Такемусу Айки», которое подобно фонтану техник который никогда не иссякнет. Иными словами, рождение техник означает: «порождение воинского вдохновения и силы». Кен имеет три характера называемые «шо» (сосна), «чику» (бамбук) и «бай» (слива) Эти иероглифы независимы друг от друга и всё же они связаны друг с другом в создании вариаций, базовыми формами для которых являются куми-тачи (парные упражнения). Все техники Кен применимы и к Тайдзюцу (упражнениям без оружия), придавая глубину измерению Айкидо. Говорят, что Айкидо достигло своего совершенства в послевоенный период (после 1945 года) на основе различных воинских искусств п истории в несколько сот лет.
Распространение и развитие Айкидо
Начиная с 1955 года Айкидо начало свой путь к широкой общественности посредством показательных выступлений. Айкидо, до этих пор недоступное для публичных демонстраций, развернулось в противоположном направлении и широко открыло свои двери для мужчин и женщин всех возрастов и всех социальных слоев. За таким феноменом стоит невероятное усилие по дальнейшему распространению Айкидо со стороны Ассоциации Айки, возглавляемой Киешомару Уесиба, современным мастером Айкидо.
Распространение айкидо за пределы границ Японии произошло вскоре. В 1961 году. Основатель был приглашён на Гавайи Гавайской Ассоциацией Айкидо для местной демонстрации айкидо. Его визит на Гавайи ознаменовался в высшей степени тёплым приёмом.
В 1960 году Основатель был удостоен Медали Пурпурной Ленты Японским Правительством за его выдающуюся роль в представлении Айкидо. Четырьмя годами позже, он был награждён знаком отличия в честь признания его трудов по завершению создания Айкидо. Скорость, с которой росла популярность Айкидо в короткий период 10 лет, была поистине замечательной. Таким образом было положено основание для современного Айкидо.
На сегодня число занимающихся айкидо по всему миру насчитывает 900000. Айкидо будет продолжать свое распространение и пустит своп корни не только в Японии, но также н в других странах по всему миру.
Обязанности тренирующихся и инструкторов.
26 апреля 1969 года в возрасте 86 лет скончался Основатель Морихей Уесиба. Он посвятил всю свою жизнь торжественному основанию и завершению великой задачи создания Айкидо. Когда Мистер Изояма, один из учеников Основателя, и я пришли к смертному ложу Основателя, Мастер сидел на «футон», сложив руки, в молитвенном жесте обращаясь к каждому из нас и благодаря нас за то, что мы сделали для него. Наши сердца обливались кровью, а слезы текли непрерывным потоком. Это был незабываемый конец карьеры эксперта в военном искусстве.
Время летит, прошло пять лет со времени ухода Основателя. Есть некоторые ученики практикующие Айкидо, которые даже не знают имени Основателя. Айки Храму также пришлось испытать забвение. Те из нас, кто имели привилегию непосредственно общаться с Основателем, остро чувствуют, что должны продолжать путь Основателя и передавать его уроки. Основатель всё ещё дышит в наших сердцах и побуждает нас к более суровым тренировкам. Если мы забудем об Основателе, его голос, вдохновляющий нас стихнет, и наши заумные техники вслед за темп, что обучал нас Основатель уйдут в забвение. Инструктора Айкидо должны продолжать своё изучение Основателя. Такое изучение поможет им решить некоторые из вопросов, которые всё ещё остаются неразрешёнными. Это их долг передать следующим поколениям драгоценный смысл техник, которые они изучи- ли лично от Основателя, так же, как и его Кудэн (Устно передаваемые секреты искусства).
Отношение тренирующихся должно находиться в согласии с отношением их инструкторов. Важно для инструкторов делать всё, что в их силах, чтобы дать жизнь новому поколению хороших и надёжных инструкторов из числа своих учеников и воспитать их на надёжной и устойчивой программе. Такой курс развития означает приведение к истинному распространению Айкидо. Лично я полагаю, что как инструктора так и тренирующиеся должны стремиться к этой общей цели.