Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Donec euismod quam cursus enim molestie, at vestibulum ipsum volutpat. Fusce at aliquet nunc, at volutpat enim. Phasellus molestie quis purus vehicula tincidunt. Interdum et malesuada fames ac ante ipsum primis in faucibus. Suspendisse orci velit, ornare sit amet tortor ac, viverra commodo justo. Proin accumsan.
Hаписать этот материал меня побудило недавнее заявление одного «теоретика айкидо», как он сам себя называет, имеющего 5 дан, что мы (Такемусу Айкидо России) «застряли на уровне КОТАЙ». Тем самым он проявил полное непонимание и невежество в теории физической культуры и спорта, и это не смотря на обилие высших образований.
Несколько слов о методике.
Система обучения в Такемусу Айкидо весьма традиционна, как для Японии, так и для любого вида единоборств или искусства. Более того, эта методика абсолютно совпадает с методикой, преподаваемой в институтах физической культуры. Если представить себе треугольник, как все время практики в каком либо виде БИ, то он состоит из 3-х не равных частей. Нижняя часть – КОТАЙ (или твердая техника), средняя часть – дзютай (или мягкая техника) и верхняя часть – рютай (текучая техника) Как видно из схемы, самое большое время отводится на твердую технику.
КОТАЙ– твердая техника. На этом этапе мы изучаем, что такое сила партнера, куда она может быть направлена, как ее можно обойти, раскладываем техники на составные части и стараемся понять: как техника работает, как стыкуются различные аспекты техники между собой и т.д. По сути, что такое КОТАЙ? Эту часть тренировки можно разделить на несколько аспектов. Первый – для новичков и среднего уровня, занимающихся любым видом боевых искусств или спорта - это изучение техники исполнения чего либо, изучение формы. Зачастую разделение технического действия на части для лучшего изучения. Второй для мастеров - совершенствование техники. Возьмем, к примеру любой вид единоборств или спорта, допустим – бокс. Как вы думаете, сколько времени на тренировке боксер проводит спарринги, а сколько отрабатывает удары по лапам, мешкам и прочему оборудованию, отрабатывает различные упражнения на уклонения, скорость и силу удара? Борьба – такой же вопрос, сколько времени спортсмен проводит схватки с другими борцами в течении тренировки, а сколько времени на отработку элементов приемов, подхваты, проходы и т.д.? Плавание – сколько времени пловец плывет в полную силу в полной координации каким-то стилем, а сколько уходит на упражнения, плавание в лопатках на руках, с доской на ногах и т.д? Таким образом КОТАЙ или базовая техника занимает бОльшую часть времени тренировки. Это не уровень исполнения, это метод изучения техники, в нем невозможно застрять, так как без него невозможно обойтись на каждой тренировке.
ДЗЮТАЙ(иероглиф ДЗЮ, как в дзю до) – это мягкая техника, на этом этапе мы учимся присоединяться к силе партнера. Различные слитные выполнения техник вместе с партнером, на развитие чувства силы партнера и как соединяться с этой силой. На этом этапе мы практикуем техники целиком, без остановки, но не в полную силу. Задача не делать круто, задача развивать понимание и ощущения. Опять таки вернемся к единоборствам – это различные ограниченные спарринги в боксе, парная практика или рандори в борьбе на отработку связок техник, плавание (раз уж его коснулись ранее) – различные серии в полную координацию каким либо стилем, но с развитием чувства собственных возможностей, плавание на определенном пульсе, замеряемом после определенного отрезка.
РЮТАЙ – текучая форма. По сути это и есть свободная форма движений, как соревнования в боксе или борьбе (полноценный бой или схватка) проводятся в конце или второй части тренировки или отдельно, как соревнования в группе. Так же это курсовка (мини соревнования в конце недели) в плавании. Фактически РЮТАЙ – это и есть участие в соревнованиях для спортивных видов, джи ваза или показательные выступления для айкидо. Данная форма присутствует далеко не на каждой тренировке, если вы практикуете профессионально и знаете теорию физической культуры и спорта, владеете методикой тренировочного процесса, то есть ставите цель и понимаете способы ее достижения.
Как видно, проблема многих современных клубов Айкидо – непонимание, а как следствие – неумение выстроить тренировочный процесс согласно базовой концепции. Вместо этого с первых же тренировок начинаются сложные техники и какие то подобия джи ваза. Почему то только в айкидо многие инструкторы настолько безграмотны, что вместо четкого построения учебно-тренировочного процесса, планирования, постановки целей для группы и определения методов достижения этих целей, требуют постоянную джи ваза и выполнение ки но нагаре на каждой тренировке. А может нужно просто грамотно строить тренировочный процесс? Начинать с нормальной разминки, прогревающей все связки и группы мышц, а не только экзотические упражнения напоминающее греблю, потом потрясли кистями рук, чуток по растягивали лучезапястные суставы, в лучшем случае включили еще падения в разминку и на этом все. «Истинные» адепты искусства Айкидо по прочтении данного материала сразу же «вспомнят», что айкидо это не спорт, а искусство и не надо подходить к айкидо с методиками спорта, но изучение любого вида деятельности заключается в правильной методике. Театральная постановка тоже использует подобную методику: сначала КОТАЙ – чтение текста и репетиции, потом ДЗЮТАЙ – прогон и РЮТАЙ – представление, спектакль.
Может давно пора понять, что грамотное построение тренировочного процесса, а именно определение объема котай, дзютай, рютай которые нужно использовать на занятиях поможет избежать массы проблем, как у ученика, так и у инструктора.
Олег Якимов, 6 дан айкидо Айкикай, Президент ТАР