Вопрос: Олег Борисович, совсем недавно прошла пора аттестаций, расскажите, что значат экзамены для Вас как для инструктора, принимающего экзамен? Когда-то Вы сами были учеником, что для вас значили экзамены тогда?
О.Б.: В первую очередь я еще раз хочу поздравить всех, успешно прошедших аттестационные испытания, я очень рад тому, что основная часть студентов сдает с первого раза. Это отличный результат для всей Федерации ТАР. Экзамены неотъемлемая и важная часть процесса любого обучения. Конкретно в традиционном айкидо, коим является Такемусу, нет соревнований. Только показательные выступления и экзамены являются некими реальными показателями текущего уровня занимающихся.
Когда-то, мой учитель шихан Ульф Эвенас рассказывал мне свою точку зрения по этому поводу. Он сказал, что в айкидо есть несколько основных подходов к экзаменам на различные уровни для взрослых. Первый – это экзамен на 6 кю. На нем не может быть не сдавших, программа символична и это своеобразное «добро пожаловать в клуб, в семью». Далее есть 2 самых важных, самых тяжелых экзамена. Это экзамен на 3 кю (самый долгий по времени и самый серьезный для сдающих на кю), так как этот уровень дает право ношения хакамы. И экзамен на 1 дан, по продолжительности самый длинный из экзаменов на даны, так как дает право надеть чёрный пояс. Я абсолютно согласен с такими критериями и стараюсь придерживаться их в своей практике.
Вопрос: Вы уже затронули вопрос необходимости прохождения аттестации, хотелось бы немного расширить эту тему. Я часто слышу от айкидок (не только нашего направления) о том, что "я занимаюсь для себя", "не нужен мне никакой черный пояс", "мне и без аттестаций хорошо, зачем она вообще мне нужна"… Конечно, каждый выбирает свою дорогу сам и заставлять никто никого не должен, но вы имеете большой опыт преподавательской деятельности и, наверняка, встречали такую позицию раньше. Вы и сами когда-то принимали решение о собственной аттестации (проходить ее или нет) И все таки, зачем нужна аттестация ученику?
О.Б.: Часто люди утверждающие, что занимаются для себя, просто боятся сдавать экзамены, иногда не отдавая себе в этом отчета. Для ученика, экзамен – это этап, это некий промежуточный итог того, что он прошел и усвоил. Это некое доказательство самому себе того, что уже сделано. Кроме того, экзамен проходит в совершенно другой обстановке нежели ежедневные тренировки. Вы не можете отвлекаться, все техники должны выполняться подряд (без остановок/перекуров/разговоров), есть определенный уровень нервозности – всё это стрессовая ситуация для организма. Те, кто проходили аттестационные испытания понимают, что страх не сдать все равно присутствует, как бы уверены в результате вы не были. Страх это то, с чем приходится бороться в любой опасной ситуации. Когда на вас напали на улице, вы можете растеряться, впасть в ступор, забыть то, чему учились в спокойной обстановке обычных тренировок. Экзамен – это еще и своеобразная подготовка к мобилизации в условиях стресса. Вы должны научиться действовать, когда уже силы на исходе, когда жарко, больно, но все равно нужно действовать. Айкидо – это воинское искусство и поведение в стрессовой ситуации его неотъемлемая часть.
По этим причине очень важно, чтобы все сдавали экзамены в соответствующее время. А время определяет инструктор. Важно, чтобы инструктор допускал к экзамену только готовых к данной ступени. Экзамен - это не лотерея – повезло/не повезло. Кроме того экзамен и аттестация на различные степени – это важный аспект для каждого клуба. Все хотят гордиться своим клубом, инструктор – учениками, ученики – инструктором и коллегами. Если вы уважаете своего инструктора, сенсея, то позвольте ему гордиться и уважать своих учеников. Для любого инструктора очень важен официальный уровень своих студентов. Уверен, что раз уж человек регулярно посещает занятия в клубе, то ему это нравится, ему это интересно. Уверен, что никто из занимающихся не хочет, чтобы клуб, в котором он занимается закрылся. Но каждый клуб зависит от своих занимающихся, зависит от новичков приходящих в клуб. Когда приходит новичок, то его в первую очередь интересует какого уровня (дана) инструктор, какого уровня и сколько черных поясов среди студентов и тут объяснения, что мы все не имеем никаких уровней, так как занимаемся для себя, а не для аттестации и наш инструктор тоже …. Скорее всего после подобных объяснений новичок предпочтет занятия в каком то другом месте, а без новичков любой клуб постепенно умирает.
Вопрос: Аттестация на кю проходит чаще всего в рамках своего клуба. Экзамен чаще всего принимает тот же инструктор, который обучал студента. Почему в ТАР сложилась именно такая система и почему вы сами не принимаете экзамены на кю?
О.Б.: Экзамены на кю - это ответственность инструкторов и информация для них же о том, на чем стоит сделать акцент в тренировках, какие ошибки являются клубными, а значит этим аспектом было уделено не достаточно времени. Так же это авторитет инструктора в глазах занимающихся, доверие, которое ему заслужено оказано. Если я начну принимать экзамены на кю в клубах ТАР, то в первую очередь это будет недоверием к нашим инструкторам, которые имеют большой опыт и отличную подготовку. Кроме того, именно я даю право каждому инструктору принимать экзамены на кю лично. Это право подтверждено именным сертификатом с моей подписью (список и номера сертификатов тоже есть на нашем сайте СПИСОК ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТАКЕМУСУ АЙКИДО РОССИИ). Каждый инструктор, прежде, чем получить такой сертификат прошел необходимую для этого подготовку.
Я и Юрий Игоревич Давыдов принимаем предэкзамены для допуска занимающихся в ТАР (всех без исключения) к официальному экзамену на дан сдаваемому нашему Шихану. У нас персональная ответственность перед Шиханом за каждого допущенного к сдаче экзамена на дан. Это зона моей ответственности.
Вопрос: Недавно у нас в Федерации была введена новая схема подачи информации инструкторами клубов об учениках, которые претендуют на степени дан и хотят пройти предэкзамен. Расскажите, какая должна быть система подачи информации и если ученик хочет попробовать свои силы, что он должен делать в этом случае.
О.Б.: Это было сделано для упорядочивания деятельности ТАР. Форма определена и доступна в нашей группе и на сайте ТАР (ФОРМА ДЛЯ ПРЕДЭКЗАМЕНА). В этой форме учтена вся необходимая для планирования предэкзамена информация.
Каждый, кто хоть раз организовывал семинар, прекрасно знает, что основной вопрос – сколько времени аренды зала необходимо для семинара. Когда заранее известно количество сдающих предэкзамены и на какие уровни, то можно спланировать время аренды зала четко и заранее.
Вторая важная причина – планирование. Каждый инструктор, как руководитель своего клуба, должен планировать развитие клуба, развитие студентов и подача этой информации по определенной форме помогает ему в этом. Хочу еще раз обратить внимание инструкторов на необходимость заполнения этой формы!
Я не согласен с формулировкой «…если ученик хочет попробовать свои силы…» Только инструктор определяет готовность своего ученика, а не наоборот. Если инструктор решил, что ученик готов к сдаче на следующий уровень, все формальности с необходимым временем тренировок соблюдены, то он предлагает ученику быть заявленным на предэкзаемн и согласовывает удобное время.
Вопрос: С какой целью была введена система предэкзамена? Ведь раньше ее не было.
О.Б.: Да, когда-то каждый желающий мог заявиться на экзамен Шихану. Сначала Ульф Эвенас научил нас ответственности в этом аспекте. Как-то он спросил меня, почему я позволил явно не подготовленному человеку сдавать экзамен? Неужели я не вижу, что он не готов? Я ответил, что вижу это. Тогда он спросил, неужели я думаю, что Ульф этого не увидит? Я не нашелся, что ответить и сказал, что-то типа – ну, он хотел попробовать, вдруг получится. Шихан сказал очень важную для меня вещь: "Ты хочешь выглядеть добрым перед этим учеником. Ты заботишься о том, что он подумает о тебе, о его «шансе». Но почему ты не заботишься таким же образом обо мне, своем учителе? Почему я должен тратить свое время здесь и сейчас на неподготовленного человека? Время, которое мы могли бы провести с гораздо большей пользой для всех." После этого я понял свою ответственность перед Учителем и перед учениками. Для того, чтобы понять готовность учеников я сам должен их увидеть и оценить. Поэтому я и ввел предэкзамен. К сожалению, часто инструкторы ТАР делают мою ошибку, выставляя неготовых учеников, дабы не обидеть.
Когда прошло несколько экзаменов на даны, где не было ни одного не сдавшего, Ульф Эвенас спросил меня – что изменилось? Почему все так хорошо сдают? Я рассказал ему о системе предэкзаменов. И, каково же было мое удивление, когда через пару лет Шихан сказал, что теперь у него во всех странах введена система предэкзамена.
Вопрос: Вы можете рассказать как проходили экзамены когда вы их сдавали? Отличается ли система или правила тогда и сейчас?
О.Б.: Когда Шихан Ульф Эвенас принимал у нас экзамен на 1 дан, мы сдавали его 2 дня по 1,5-2 ч. Один день оружие, один день тай джитсу. Мы гордились своим экзаменом, хоть и очень устали.
В то время, не существовало четкой программы, ну или мы про нее не знали. Стройную систему исполняемой техники Ульф Эвенас создал значительно позже. Сейчас программа экзаменов на даны известна и не является тайной, но это не облегчает задачу сдающим. Важно понимание и демонстрация этого понимания в исполнении техник. Сейчас мы с Юрием Игоревичем и инструкторы могут объяснить претендентам, что именно требуется знать на каждый дан. Мы специально выложили на наш сайт критерии для каждого дана. Еще раз повторюсь, важны не техники включенные в программу экзамена, а глубина их понимания соответствующая уровню сдающего.
Вопрос: С 1 мая 2017 года Федерация Такемусу Айкидо России получила официальное признание Хомбу Додзе. Многих студентов ТАР интересует, какие изменения нас ждут в связи с этим событием?
О.Б.: Изменения, конечно, будут, но незначительные. Получив такое право, мы (ТАР) должны им пользоваться. Я разговаривал с нашим Шиханом Ульфом Эвенасом и просил его продолжить принимать экзамены на даны для членов ТАР, несмотря на право, которое у нас теперь есть. Я уверен, что всем членам ТАР важно, приятно и почетно сдавать экзамены на даны именно нашему Шихану, которого мы все любим и уважаем. Все члены ТАР хотят, чтобы именно он оценил уровень их подготовки. Чтобы Шихан гордился нашим уровнем айкидо вообще и конкретного сдающего в частности, а наиболее показательным в демонстрации уровня является именно экзамен. Он дал согласие продолжать экзаменовать ТАР, но с одной оговоркой, анкеты в Айкикай Хомбу додзё мы будем оформлять и отправлять от имени ТАР, так как мы получили это право и обязаны им пользоваться. Таким образом изменится бюрократическая часть, а сама процедура экзамена останется без изменмений.
Система обучения ТАР выстроена таким образом, что есть 4 семинара Шихана Ульфа Эвенаса в России в год. На 3-х из них есть возможность сдавать экзамен.
Так же, по началу не осознанно, но позже уже становится осознанной потребностью участие в этих семинарах, встреча друзей из других городов, знакомство с новыми людьми. Я опасаюсь, что в случае отказа от экзаменов Шихана Ульфа Эвенаса, молодое поколение будет расти без участия в подобных встречах и ТАР превратится в сеть разрозненных клубов.
Вопрос: Олег Борисович, большое спасибо за интересную беседу!