Кайтен означает «открыть и повернуть». В Будо Морихэй Уесиба описывал эти движения еще как кайка, «повернуть и трансформировать», моментальную адаптацию к любой атаке. В кайтен человек должен открыть сердце и повернуть агрессию вспять. Хорошее движение кайтен дает человеку возможность подавить групповую атаку.
Морихэй так наставлял своих учеников: «Входите, поворачивайтесь и сливайтесь со своими противниками спереди и сзади, справа и слева».
Разделяют две формы кайтен наге – учи мавари и сото мавари. Учи – то, что внутри. Это же понятие используется для обозначения учеников, проживающих и тренирующихся в додзё – учи деши. Сото – то, что снаружи. На примере с учениками, это те, кто не живет в додзё, а приходит только на тренировки – сото деши.
Катате дори кайтен наге учи мавари.
Техника выполняется из положения гяку ханми. Уке атакует Наге, совершая захват левой руки Наге своей правой рукой. В ответ на это действие Наге делает скользящий шаг вперед за спину (наружу) Уке. Одновременно с шагом Наге отводит левую руку влево, а правой рукой наносит атеми в лицо Уке, тем самым контролируя дистанцию.
Наге делает большой шаг вперед с правой ноги под руку Уке (учи) и разворачивается на 180 градусов (кайтен). После этого действия стойки Уке и Наге направлены в одну сторону, параллельны друг другу. Во время этого движения Наге необходимо следить за положением тела: спина должны быть прямой, колени чуть согнуты.
Затем Наге убирает левую ногу назад и делает рубящее круговое движение вниз левой рукой и прижмите голову оппонента вниз правой рукой к своему колену. Тут необходимо отметить, что Наге необходимо постоянно контролировать дистанцию между собой и Уке. Если пространство между партнерами будет достаточно большое, Уке может провернуться вокруг своей оси, не прийти к колену Наге, выйти из техники и занять выгодную для себя устойчивую позицию. Кроме того, Наге должен держать голову Уке выше затылка примерно в середине теменной кости черепа, постоянно осуществляя давление на оппонента. Иначе Уке, прогнув шею и спину, подняв подбородок вверх может легко освободиться из захвата и техника не будет выполнена.
Наге продолжает круговое движение левой рукой вместе с захваченной правой рукой Уке перед своей средней линией. Продолжая это движение одновременно делает шаг вперед позадистоящей ногой (левой) одновременно совершая бросок (наге).
Катате дори кайтен наге сото мавари.
Начало формы сото совпадает с началом формы учи. Уке и Наге так же находятся в стойке гяку ханми и атакующий совершает захват за запястье Наге. Он в свою очередь делает скользящий шаг по диагонали вперед правой ногой. Свободной рукой Наге контролирует дистанцию, нанося атеми Уке. Захваченную руку Наге поднимает вверх и наружу круговым движением таким образом, чтобы ребро ладони указывало на Уке. Затем он совершает разворот на 180 градусов, отведя назад левую ногу. Наге оказывается с внешней стороны руки Уке (сото).
Далее следует такое же движение, как и в учи кайтен наге. Наге делает шаг назад правой ногой и одновременно делает рубящее движение вниз правой рукой. Голова Уке приживается вниз левой рукой, при этом Наге удерживает его левое запястье своей правой рукой. Бросок совершается одновременно с шагом Наге вперед. Наге использует плечо Уке в качестве рычага, делая шаг вперед, он выводит партнера из равновесия. Уке делает мае укеми (перекат вперед).
Олег Якимов, 6 дан айкидо Айкикай
1. Морихиро Сайто Сенсей, 9 дан айкидо Айкикай.
2. Кайтен наге сото. Кайтен наге учи.
Сергей Сериков, 2 дан айкидо Айкикай
Александр Варнавский, 2 дан айкидо Айкикай
Краснодарская краевая общественная организация
Федерация Айкидо и Айкидзюдзюцу"
руководитель - Сергей Сериков, 2 дан айкидо Айкикай
г. Краснодар, ул. Гоголя, 80
+7 (909) 444-28-84, https://vk.com/iwama93